© Joas Souza
В 1930-е годы “Стеклянный дом” стал местом силы для творческой интеллигенции Парижа: здесь творилась история. Частыми гостями в особняке были многие выдающиеся личности эпохи: Пабло Пикассо, Жан Кокто, Вальтер Беньямин.
История «стеклянного дома» началась в 1928 году, когда супруги Дальзас купили особняк XVIII века на 31-й улице Сен-Гийома. Доктор Дальзас мечтал о доме, в котором он мог жить и принимать пациентов. Изначально планировалось снести старую постройку, но пожилая соседка с верхнего этажа наотрез отказалась переезжать. Это обстоятельство стало ключевым в образе Maison de Verre. “Стеклянный дом” вписали в старое здание, пристроив к нему стеклянный фасад.
Над проектом работали архитектор Бернард Бейвут, декоратор Пьер Шаро и кузнец Луи Дальбе. Строительство длилось с 1928 по 1932 год.
Из-за страсти Шаро к встроенным системам и подвижным мебельным механизмам говорят, что “Стеклянный дом” стал для него возможностью создать огромный встроенный шкаф.
Каркас здания сделан из стали. Это позволило создать свободную планировку и использовать в качестве несущих стен фасада легковесные стеклянные блоки.
Пропуская и отражая свет, стеклянные перегородки создали в здании с необычной спиральной планировкой интересную игру. Свет буквально ведёт посетителя по дому.
На первом этаже расположены медицинские кабинеты. На фото - лестница к жилым комнатам на втором этаже. Днём она закрыта перфорированными панелями, которыми управляет специальный поворотный механизм. Вечером панели открываются и лестницу сквозь фасад здания освещают фонари.
На втором этаже расположена просторная гостиная и солярий. Для перемещения на третий этаж — в зону спален и ванных комнат предусмотрен выдвижной трап.
Уникальная задумка архитектора — создать баланс между потребностью человека в общении и уединении. Она реализована благодаря разделению пространства на разные уровни. В одних зонах пол приподнят, а в других — опущен. С каждого уровня открывается вид на следующий.
Если в доме много людей, они то появляются, то исчезают из виду. В ванной можно находиться вдвоём и при этом не видеть друг друга.
Этот удивительный эффект “Стеклянного дома” обеспечивают многочисленные перегородки из стекла, листового и перфорированного металла, которые раздвигаются, складываются и вращаются.
Нынешний владелец “Стеклянного дома” – американский историк архитектуры Р. Рубин превратил здание в музей.